М-241
Тип «М» ХV серии (проект 96)
фотография:
Подводные лодки 96 проекта 152-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ. Балаклава. Начало 50-х годов.
ПЛ М-241, ПЛ М-244, ПЛ М-237 и ПЛ М-247. Возможно, что первой к пирсу стоит ПЗС из ПЛ типа "М" XII серии.
Фрагмент фотография из архива Казакова В.
историческая справка:
1948 год 29 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1948 год 31 августа
Заложена на заводе №196 в г.Ленинград. Подчинена ОДнСКРПЛ ОВСНК 8-го ВМФ;
1948 год 30 декабря
Спущена на воду;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых ПЛ;
1949 год 30 июля
Вступила в строй;
1949 год 2 сентября
Включена в состав 8-го ВМФ. Вошла в состав ОУДнПЛ Кронштадской ВМБ 8-го ВМФ (с 25.03.1950 - ОУДнПЛ КВМК);
1950 год 14 декабря
Перечислена в состав Черноморского флота;
1950 год декабрь - 1951 год январь
Перевезена по железной дороге из г.Ленинград в г.Николаев. Вошла в состав 4-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;
1951 год 27 января
Вошла в состав 152-й БрПЛ 21-й Констанцской ордена Ушакова I степени ДиПЛ ЧФ с базированием на Балаклаву;
1958 год 28 января
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации;
1958 год 3 апреля
Расформирован экипаж. По данным Бережного С.С, впоследствии на Севастопольской базе "Главвторчермета" в пос. Инкерман разделана на металл.
По данным Юрганова В.Ф. один из корпусов ПЛ типа "М" XV серии находится юго-западнее мыса Херсонес на глубине 187 метров. Корпус ПЛ заилен выше ватерлинии и опутан рыболовецкими сетями.
Для обеспечения подготовки экипажей спасательных судов подводных лодок к действиям по поддержанию жизнедеятельности и спасению экипажей аварийных подводных лодок, аварийно-спасательной службе
Черноморского флота в 1957 году был передан корпус подводной лодки типа "М" XV серии, выведенной из боевого состава флота. Анализ позволяет сделать вывод, что этим
кораблем с высокой вероятностью могла быть только ПЛ М-241. С подводных лодок предназначенных для таких целей снимались аккумуляторные батареи, средства связи, навигации,
акустические приборы, якоря, техническое вооружение, так что они теряли более 40% своего водоизмещении. Однако все цистерны, системы погружения и всплытия, эпроновские выгородки, межотсечные
переборки, люки, двери и другое оборудование обеспечивающее непотопляемость и живучесть ПЛ было отремонтировано. Приводы систем погружения и всплытия ПЛ выводились на верхнюю палубу.
Используя специальную технологию, ПЛ укладывалась на грунт на глубинах от 40 до 200 метров в полигонах боевой подготовки АСС. Далее спасателями отрабатывались учебные задачи: присоединение
шлангов вентиляции отсеков затонувшей ПЛ, воздуха высокого давления и продувки цистерн главного балласта ПЛ, подача средств жизнедеятельности "экипажу" затонувшей ПЛ и в заключении подъем
затонувшей ПЛ различными способами.
командиры:
1. Агафонов К.А. (02.1949-14.12.1950)
список источников:
1. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), Т.2, Ленинград, 1979г.
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
4. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
5. Юрганов В.Ф., "Неизвестные" затонувшие подводные лодки Черного моря".
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2017